Дневник филологини / В преддверии Хеллоуина: что осталось от старинного кладбища под Витебском

Так сложилось, что мы с мужем променяли жизнь в любимом Витебске на уютный домик всего в 10 км от города  Не жалуюсь, а так, немного хвастаюсь) Так вот, узнала я от знакомого, что недалеко от нас, в деревне Дрюково, есть кладбище, на котором сохранились старинные надгробия середины и конца XIX века. Это ж сколько лет этой небольшенькой деревушке, если там камушки с такими датами?!  

 
Ну как мы, любители всяких старинностей, могли оставить без внимания этот факт? Да и Хеллоуин на носу, захотелось тематических приключений  

В общем, отправились на разведку. Да, мы нашли действительно старинные надгробия, на которых на польском языке и на русском, но с ерами (Ъ), ерями (Ь) и ятями (Ѣ) были написаны эпитафии. Но, ребят, большинство из камней, которым больше 200 лет, были свалены в кучу с другим хламом просто как мусор.

Так и не смогли прочитать, что написано. Видно, что на польском, но буквы в слова не складывались :(

 
От многих остались только «пеньки», на которых когда-то были установлены металлические кресты. Всё сломано и разбросано. Ах да, забыла упомянуть, что старые надгробия и их останки стоят вперемежку с новыми. Да, некоторые обнесены оградкой, видно, что там хоть кто-то убирается, но таких совсем мало.



 
Стало обидно, противно и неловко. Ведь это память, даже банальное уважение и вежливость к предкам, нашей истории. Зачем разрушать то, что никому не мешало? Почему нельзя попытаться сохранить даже такой кусочек воспоминаний о минувшем? Давайте обратимся к опыту Запада в этом вопросе.

Так многие кладбища включены в экскурсионные туры, и не только из-за того, что там похоронены знаменитые люди, но и потому что там есть действительно старые памятники, красивые, необычные, там хранится история. Вот несколько примеров.

Ля Реколета, Буэнос-Айрес



Старое еврейское кладбище в Праге


Централфридхоф, Вена


Я понимаю, что это обычное сельское кладбище, нечем здесь особо гордиться. Но, по-моему, нет ничего сложного в том, чтобы, приезжая к своим предкам на Радуницу, вырвать траву на соседнем участке, особенно если видно, что туда давно никто не приезжал, и поставить пару цветочков.


 
Мораль сей басни такова: призываю не забывать нашу историю и уважать тех, кого уже нет с нами. Спасибо тем, кто дочитал и задумался.

С праздничком вас! :)
  • elina, 28.10.2016 06:44 #
    +4
    4
    Да, у нас отношение даже к современным кладбищам не очень-то трепетное, а тут старые захоронения. А откуда взяты картинки иностранных кладбищ? И о чем они говорят, по-Вашему?  Мне пришлось изучать этот вопрос в Чехии, потому что хоронили друга семьи и потому что знакомы со священниками. Так вот. Если родственники платят ежегодно за место захоронения, его не трогают. Если платить некому, хоронят сверху. В той же Праге борьба за место идет не шуточная. Отвоёвывают каждое место кровью, зевать не стоит родственникам. И чтобы не оказаться с кем-то в одной могиле через несколько лет, хоронят в удаленных пригородах, где пока еще есть место на кладбище, либо прибегают к услугам крематория. Старое еарейское кладбище только и сохранилось благодаря постоянным вливаниям средств от родственников. А сколько православные там борются с католиками за эти места! Жуть.  Поэтому я бы не спешила с выводами и сравнениями. А в целом да, мы не храним историю.
    ответить на комментарий
    • LoyIver, 28.10.2016 08:42 #

      Фото иностранных кладбищ взяла из интернета, со стороннего сайта. Хочу заметить, что во Франции на Сен-Жермен, одном из старинных некрополе, давно не хоронят, только разрешают урны с прахом приносить в родовые склепы. Мне кажется, что такое бережное отношение к старым захоронениям (да, в Праге другая обстановка, но всё же) показывает большую заинтересованность в сохранении памяти. Уверена, что в нашей стране далеко не каждый сможет с уверенность сказать, где похоронены его предки. А на Западе за этим больше следят. Там каждый памятник старше 50 лет уже историческая ценность. А у нас что усадьбы возрастом более века, что кладбища старше 200 лет — один чёрт. Никому ничего не нужно. Было в Витебске в районе Юрьевой горки древнее еврейское кладбище, так ведь сейчас его никто не найдёт, потому что уничтожили подчистую!
      ответить на комментарий
      • elina, 28.10.2016 09:25 #
        +1
        1
        Равняют с землёй и за границей, если эти могилы не знаменитых людей. Просто нужно отделять отношение и законы государства от отношения родных к могилам предков.  У нас в РБ есть закое о погребении и похоронном деле. Эта ссыль просто на новости об изменении в Законе. https://normativka.by/news/show/13808/ А вот людям почему-то пофиг. Я только могилу прабабушки знаю, недавно мы с роднёй сбросились и меняли памятник. Это четвертое колено от меня в сторону предков. Более старших могил не знаю.
        ответить на комментарий
        • LoyIver, 28.10.2016 10:47 #

          А интересовались? Многие даже не пытаются найти, а другие копают до 10 колена.
          ответить на комментарий
  • Elem, 28.10.2016 07:00 #

    Наши деревни очень старые - люди издавна селились в удобных местах, а в письменные документы это попадало редко.  Самое первое упоминание (не основание) деревни в нашем районе относится к 15 веку. Спасибо - путешествие как всегда увлекательное очень!
    ответить на комментарий
  • macArdRi, 28.10.2016 10:24 #

    Была раньше милый обряд хоронить особо достойных прямо под полом кафедрального собора. На Мальте и во Франции много раз видел - огромный собор, фрески - хоть в Прадо выставляй, народу толпы и все ходят по могилам.. Прямо большая часть пола - плиты с эпитафиями. И заброшенные кладбища конечно шокируют нас, но не так как посмертные фотки, а всего 100 лет назад было обычным делом 
    ответить на комментарий
    • LoyIver, 28.10.2016 10:49 #

      О да, нетипичный обычай. Впервые о нём узнала из фильма «Другие».
      ответить на комментарий
  • Morgenstern, 28.10.2016 10:49 #

    Согласна с @elina, не стоит спешить с выводами и идеализировать зарубежные кладбища...  В России, к примеру, есть Мавзолей и Ваганьковское кладбище - но это точно так же не показатели, как Сен-Жермен или Ля Реколета. Вот вам пару фотографий с обычного кладбища на французской Лазурке. Есть ухоженные могилы, а есть и заброшенные.      Я думаю, что дело не в отношении людей к памяти предков. Чей-то род не получил продолжения, кто-то уехал в другую страну, чьи-то предки похоронены на чужбине или вообще в неизвестном месте - всякое в жизни бывает... 
    ответить на комментарий
    • LoyIver, 28.10.2016 10:50 #

      Да, бывает, что родня уезжает. А другие люди почему не хотят поддержать порядок? Ведь совсем не сложно, правда. И уж точно непонятно, зачем разбивать и ломать кресты и памятники.
      ответить на комментарий
      • Morgenstern, 28.10.2016 11:00 #
        +1
        1
        Другие люди могут смести листья, но никак не заменить памятник. А памятники сами ломаются со временем - камень трескается от перепада температур. Вот еще фото, посмотрите, какое дерево выросло прямо на могиле. Это очень старое захоронение, возможно, маленький побег дерева был посажен именно на похоронах.  
        ответить на комментарий
        • LoyIver, 28.10.2016 11:14 #

          Есть какая-то особая красота в этом.  Да, возможно, что памятники сломались со временем. Некоторые. Но по другим видно, что их разбили нарочно.
          ответить на комментарий
          • Morgenstern, 28.10.2016 11:22 #

            Как думаете, нарочно - это хулиганы сделали или ответственные за дальнейшие захоронения люди?
            ответить на комментарий
            • LoyIver, 28.10.2016 12:00 #

              А есть разница? Зная, как работают могильщики, они могли как бы случай зацепить надгробие. Хотя судя по повреждениям, там ломом или кувалдой просто разбивали плиты.
              ответить на комментарий
              • Morgenstern, 28.10.2016 12:12 #

                Есть) это либо вандализм, либо особенности закона. Но вообще я не об этом, а о том, что в данном случае ссылки на Запад неубедительны. Там всё точно так же)
                ответить на комментарий
                • LoyIver, 28.10.2016 12:51 #

                  Возможно) Но всё равно за державу обидно)
                  ответить на комментарий
  • soli, 28.10.2016 12:02 #
    +1
    1
    На нашем деревенском кладбище был очень старый памятник, мы с братом в детстве при случае приходили и убирали там листья и сухую траву, приносили цветы..что-то в этом было... А вот такое старое еврейское кладбище есть в Бешенковичах    
    ответить на комментарий
    • LoyIver, 28.10.2016 12:53 #

      Ух ты, вот это некрополь! Здорово, когда находятся те, кому не всё равно, и они берут на себя ответственность за восстановление и охрану таких мест. 
      ответить на комментарий
  • julie, 28.10.2016 17:42 #

    Ух ты, как интересно! Люблю я такие темы)  У нас в Гродно есть два очень старых и живописных кладбища. Одно старое еврейское в лесу находится, но в черте города и на берегу реки. Там давно не хоронят и его даже закрыли для посещения. Но знатоки всегда найдут лазейку) Большинство могил там также почти пеньки, но некоторые очень хорошо сохранились. А в центре кладбища даже какой-то мемориал сохранился или общая могила. Сейчас уже трудно сказать... Даже захотелось порыться в своих архивах и найти фото оттуда.  Второе кладбище католическое, практически в центре города. Если не ошибаюсь, то оно с 18 века существует. Туда иногда даже экскурсии водят. Есть захоронения значимых для города личностей (писателей, артистов, политических деятелей, архитекторов, художников и др).
    ответить на комментарий
    • LoyIver, 28.10.2016 20:21 #

      У нас в Витебске такого, к сожалению, нет.  Будем в ваших краях, зайдём на экскурсию :)
      ответить на комментарий
  • ProstoOdinChelovek, 28.10.2016 19:59 #

    Довелось мне как-то побывать на кладбище в городе Старый Крым, на могиле знаменитого российского писателя Александра Грина. Да еще была там не одна, а с мои американским гостем. Ох уж и стыдно-стыдно мне там было от этого убржетва, грязи, неухоженности, запустения… хотелрсь вжать голову в плечи и бежать куда глаза глядят… Хорошо, американец мой немногословный и оставил все без комментариев… Надеюсь, новая власть навела порядок на том на кладбище где похоронен великий писатель…
    ответить на комментарий
    • ushachy, 28.10.2016 20:10 #
      +1
      1
      Надеюсь, новая власть навела порядок на том на кладбище... 
      Браво! Эта шутка сделала мой сегодняшний вечер :)))
      ответить на комментарий
      • ProstoOdinChelovek, 28.10.2016 20:13 #
        +2
        2
        Писала этот коммент и думала… кто первый придет, вы или @Zveroboy? )))) хоп!) а вы попались)))))
        ответить на комментарий
        • ushachy, 28.10.2016 20:42 #

          Я-то просто поприкалывался, а упомянутый Вами всуе @Zveroboy ещё и кино покажет с "высококультурными" мокшанцами.
          ответить на комментарий
  • ushachy, 28.10.2016 20:43 #
    +2
    2
    Картина сама по себе неприглядная, но если вдуматься, то ничего удивительного. Последние 100 лет (80 лет краснопузы + 20 – колхозаны) наших людей превращали в скот, корней не имеющий и роду не памятаючы. До этого примерно ещё столетье с небольшим здешним туземцам вбивали в голову мысль, что они – это не они, Богу молились не правильному, на языке общались не подходящем и вообще всё тут не то и не так. А как, знают только в Москве. Нет, в Питере. Хотя,… какое там в Питере, в Питере – пить :) Пожалуй, стоит добавить перманентную 50% -ую депопуляцию территорий на протяжении 17-19 веков, практически поголовное уничтожение автохтонного мещанства (в смысле «городского населения») сопряжённое с инвазией чуждого этноса в освободившуюся нишу. Вся эта хрень усугубилась массовым уничтожением элиты, вырождением и культурным коллаборационизмом её остатков. Как результат, на окраине мира белой цивилизации на неслабом куске территории с великой, но грустной историей имеем стадо народонаселения, живущего одним днём. Отсюда и такое отношение к кладбищам в целом и к своим предкам в частности.
    ответить на комментарий
  • Zveroboy, 28.10.2016 21:02 #

    Александр Грин не был великим...Какое наследие он оставил после себя, так и "уважают."..Его биографию внимательно просмотрите...мало не покажется...
    ответить на комментарий
    • ProstoOdinChelovek, 28.10.2016 23:39 #

      Да ладно, не придерайтесь к словам. Ну, не великий. Известный, оставивший след в русской литературе...
      ответить на комментарий
      • Zveroboy, 29.10.2016 23:24 #

        Слишком дорого ему этот след обошелся...Лучше бы уехал на родину отца, в Польшу. Там бы не забыли... 
        ответить на комментарий
        • ushachy, 30.10.2016 09:33 #

          Грину незачем было ехать в Польшу, т.к. происходил он из ветви Гриневских, которые минимум с 17-го столетия жили здесь. И его отец - Стефан, и дед - Эусебиуш, относились к виленской шляхте, а их фольварок располагался в Дзисненском уезде
          ответить на комментарий
Ответить автору поста
LoyIver
36 постов
Последние комментарии
function li_counter() {var liCounter = new Image(1,1);liCounter.src = '//counter.yadro.ru/hit;bloger?t44.6;r'+((typeof(screen)=='undefined')?'':';s'+screen.width+'*'+screen.height+'*'+(screen.colorDepth?screen.colorDepth:screen.pixelDepth))+';u'+escape(document.URL)+';'+Math.random();}